Николай Иванович Реморов (около 1859 года рождения), более 33-х лет был дьяконом в Покровской церкви села Борисовки, а также бессменным учителем в женской церковно-приходской школе, которая была открыта по его инициативе и за время его учительствования была одной из лучших по успеваемости в Усманском уезде, что неоднократно отмечалось в отчетах инспекторов народных училищ. Автор статей и автобиографических заметок в различных изданиях.

Родился в городе Кадоме Тамбовской губернии (сейчас Рязанская область) в семье священника Иоанна Иоанновича Реморова.


Иоанн Иоаннович Реморов священствовал 40 лет, сначала в г. Кадоме, потом в с. Бондари и, наконец, в Тамбове. 30 лет был законоучителем в народной школе, много лет был членом правления от духовенства в 1-м Тамбовском духовном и епархиальном женском училищах, 10 лет был помощником благочинного и 2 года благочинным городских церквей. Его стараниями устроено каменное здание для церковно-приходской школы при Варваринской церкви и сама церковь расширена и благоукрашена.


Позднее семья Реморовых переехала в село Бондари, к церкви которого на священническое место был переведен Иоанна Иоаннович. Через год после переезда Николай Иванович поступил на учёбу в 1-е Тамбовское духовное училище.


Странички прошлого (из автобиографических записок)


Странички прошлого (из автобиографических записок, продолжение)


Потапыч (из воспоминаний детства)



В 1874 году, после окончания училища, поступил в Тамбовскую духовную семинарию.


Из прошлого нашей духовной школы (автобиографические воспоминания, часть 1)


Из прошлого нашей духовной школы (автобиографические воспоминания, часть 2)


Из прошлого нашей духовной школы (автобиографические воспоминания, часть 3)


Из прошлого нашей духовной школы (автобиографические воспоминания, часть 4)


Из прошлого нашей духовной школы (автобиографические воспоминания, часть 5)



В 1878 году окончил Екатерининский учительский институт в Тамбове и был назначен учителем сельской земской школы в село Мордово Усманского уезда, где проработал до 1885 года.


Н.И. Реморов - А.Г. Достоевской (в письме Анна Григорьевна Достоевская ошибочно названа Марьей Григорьевной)

<...С. Мордово, Усманского уезда Тамбовской губернии.
7 февраля 1881 г.

... Позвольте мне, народному сельскому учителю, выразить искренно от души свое глубокое вместе с вами соболезнование по поводу кончины навеки незабвенного и всеми любимого супруга вашего Федора Михайловича Достоевского. Федора Михайловича знали все, знала его вся Россия, и каждому дорого было и есть его имя. Вот хотя бы скажу я про себя. Помнится мне и до сих пор еще, когда я был мальчиком лет десяти- одиннадцати следующий случай. Между нами, товарищами по школе, тоже мальчиками-ровесниками со мною, случайно попалась какая-то книга; раскрываю ее и смотрю: «Бедные люди», роман. «Какие же это бедные люди?» — думалось мне тогда (а романов и повестей тогда еще я не читал никаких). Сильно захотелось мне прочитать про этих бедных людей. Читаю. Можете ли вообразить, с каким интересом, с какою «жадностью», если можно так выразиться, прочел я на своей жизни этот роман или повесть, как любил называть ее покойный. Буквально раз двадцать потом прочитывал я эту повесть, и Достоевский сделался любимым моим писателем. С таким же сильным интересом поглощал потом я и последующие его сочинения: «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» и «Дневник писателя». Хотелось бы мне, Мария Григорьевна, принять посильное участие в пожертвовании на постановку памятника на могиле покойного, но не знаю, куда обратиться за этим.

Мир же праху твоему, добрый труженик! Вечная память!... ....>


На земской службе (из воспоминаний и заметок учителя)


В 1882 году, живя в Мордово, собрал гербарий, который вошел в «Список растений дикорастущих в Тамбовской губернии».


Из метрической книги церкви с. Мордово о бракосочетании за 8 ноября 1885 года.

Жених: Николай Иванов Реморов, православного исповедания, первым браком, 27 лет. Невеста: села Новоуровского (предположительно), Тамбовского уезда девица Екатерина Абрамова Астанкова, православного исповедания.


С началом открытия духовенством церковных школ оставил земскую школу, чтобы предложить свои посильные труды той школе, служба в которой всегда была заветной мечтой.

<...Думаю, многiе готовы уже спросить: что именно заставило меня перейти на службу въ епархiальное вѣдомство? Почему я разстался съ учительскимъ званiем и принялъ духовный санъ? Но вѣдь каждый видит, что я и не думалъ бросать учительство, а остался по прежнему народным учителемъ – только принялъ званiе дьякона; разница только въ томъ, что прежде я былъ учителемъ земской школы, а теперь сталъ учителемъ школы церковной. Можетъ быть, иной спроситъ: почему же я такъ сдѣлалъ? Не искалъ ли я «теплаго духовнаго мѣстечка»? Боже сохрани! Скажу прямо, что я поступилъ такъ, имѣя въ виду исключительно пользу школьнаго дѣла, чтобы имѣть больше влiянiя на своихъ учениковъ по выходѣ ихъ изъ школы, не терять съ учениками нравственной связи, больше влiять на народъ в дѣлѣ религiозно-нравственнаго просвѣщения....>


В январе 1889 года определен в дьяконы в село Борисовку.


<...При первомъ же моемъ прiезде на место своей службы, батюшка принялъ меня очень сурово, офицiально, а вовсе не какъ своего собрата по службе.

— Знаете ли, о. дьяконъ?.. я не люблю нерадивыхъ служителей! Если желаете служить со мною, исполняйте какъ следуетъ свои прямыя дьяконскiя обязанности...> <...—заявилъ онъ мне при первомъ же свиданiи.

Я былъ озадаченъ такимъ сухимъ нравоученiемъ; промолвилъ было ему, что я прежде всего — учитель церковной школы, носящiй священный санъ, и только по праздникамъ и въ свободное отъ школьныхъ занятiй время обязанъ исполнять церковную службу и требоисправленiя; но суровый батюшка начальственнымъ тономъ перебилъ меня...>

<...— Здесь въ приходе земская школа—мужская... Вотъ хорошо бы открыть церковную школу для девочекъ... Девочкамъ тоже нужна грамота... — началъ было я опять. Но священникъ даже не удостоилъ меня и ответомъ...>

<...Приближалось какъ разъ начало новаго учебнаго года. Я задумалъ все таки самъ открыть въ приходе церковную школу даже и въ томъ случай, если бы на это не согласился местный священникъ. Быть можетъ, какъ нибудь и устроится дело. Вздумалъ я открыть школу исключительно для девочекъ, такъ какъ въ селе была уже мужская земская школа...>


Тернистый путь (из записок школьного учителя)


Из записок сельского учителя


1897 год. Училищный совет при Святейшем Синоде постановил удостоить награждение книгой «Библия», от Святейшего Синода выдаваемой, за особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ и школ грамоты, нижеследующих лиц (среди прочих): по Усманскому уезду учителя Борисовской школы грамоты, дьякона Николая Реморова.


В 1898 году получил архипастырскую благодарность за полезное и усердное служение делу церковно-приходских школ.


Из отчета Усманского уездного наблюдателя о состоянии церковных школ в учебно-воспитательном отношении за 1896-97 учебный год: некоторые учителя весьма высоко поставили учебное дело в своих школах, из таковых назову (среди прочих): дьякона Н. Реморова.


Из отчетов о состоянии церковных школ в Тамбовской епархии в учебно–воспитательном отношении за 1897/8 учебный год: отмечен как один из преподавателей, относящихся наиболее ревностно к школьному делу.


Из отчетов о состоянии церковных школ в Тамбовской епархии в учебно–воспитательном отношении за 1899/1900 учебный год: отмечен в числе наиболее усердных учителей.


8 июля 1900 года согласно определению Святейшего Синода, с соизволения Императора, награжден за труды по народному образованию серебряной медалью с надписью «за усердие», для ношения на груди на Александровской ленте (среди прочих).


1903 год: Журнальным определением Совета от 12 декабря 1902 г., утвержденным Его Преосвященством, поставлено: «В поощрение отлично усердных и полезных трудов выдать следующим учителям и учительницам церковных школ епархии из казенных сумм Совета» (среди прочих): учителю Борисовской школы дьякону Николаю Реморову – 25 рублей.


Список членских взносов и пожертвований, поступивших в кассу Серафимовского Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Тамбовской епархии со дня открытия его 2-го февраля 1904 года по 1-е января 1905 года (среди прочих): дьякон Борисовской школы Н. Реморов – 3 рубля.


1906, 1907 гг – член Тамбовского Серафимовского Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Тамбовской епархии.


1910 год: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Обер-прокурора Св. Синода, в 22-й день сентября сего года, во Фридберге, Всемилостивейше соизволил на награждение, за труды по народному образованию, золотыми медалями с надписью «за усердие» для ношения на груди на Аннинской лента, дьяконов церквей (среди прочих): Усманского уезда, с. Борисовки Николая Реморова.


1911 год: Объявляется Архипастырская благодарность Его Преосвященства, Преосвященнейшего Кирилла, Епископа Тамбовского и Щацкого дьяконам (в том числе): с. Борисовки Усманского уезда Николаю Реморову, за выдающиеся труды по учительству в церковно-приходских школах.


Апрель 1912 года: удостоен благословения Святейшего Синода с выдачей грамоты, за услуги по духовному ведомству, ко дню рождения Его Императорского Величества, дьякон села Борисовки Усманского уезда Николай Реморов.


Из дневника школьного учителя


В школе для девочек


В школе для девочек


В школе для девочек


Война и дети


Из жизни школы в военный год



Из записок школьного учителя


Манечка



Сиротка Даша



Божье дитя



Добрые души. Рассказы и картинки из школьной жизни



На ниве народной. Воспоминания, наблюдения и заметки школьного учителя



Заметки деревенского старожила


На пути к свету



Где выход?



Около хлеба насущного



Рассказы


Дедушкино горе



Аксютка




В 1922 году по-прежнему был дьяконом в Борисовке. Дальнейшая судьба неизвестна.


Формулярный список о службе чина духовного ведомства Реморова Николая Ивановича, диакона церкви села Борисовки Усманского уезда, Тамбовской епархии.