Церковь Покровская, построена в Борисовке в 1838 году на средства прихожан.


Состав причта в 1857 году: священник – Корнилий Смирницкий, пономарь – Василий Миронов, дьяк – Сергей Онисимов Александрийский, дьячок – Лев Александрийский.

С августа 1858 – священник Василий Смирнов.

В 1860 дьячком значился Иван Иванов.


В 1872 году церковь входила в состав 5-го Благочинного округа Усманского уезда. Процентный сбор с доходов церкви для предоставления в центральное управление Святейшего Синода – 15 р. 50 коп., добавочный сбор в состав епархиального капитала – 34 р. 15 коп..


В 1873 году штат церкви состоял из священника и дьяка, а церковь являлась приписной к Космодемьянской в селе Карпелях.


В 1874 году священник Василий Смирнов избран и утвержден в должности члена благочинного Совета в 5 Усманском благочинии.


Состав причта в 1875 году: священник Василий Смирнов, исполняющий должность псаломщика пономарь – Василий Воронов, сверх штата дьяк причетник Иван Троицкий.


Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год.
Космодамиан. с. Карпелей д. постр. 1859 г. тщан. прих. главная; при ней в с. Борисовке Покровск. к. постр. 1837 г. тщан. прихож. приписная.
Шт. наст., помощ. и 2 псал.
Прих. при 1-й ц. д.м.п. 913, ж. 1042, земли пахатн. 33 д.; при 2-й ц. д.м.п. 787, ж. 854, земли 33 д.
Наст. св. Ив. Ив. Малинин.
Помощ. св. Вас. Вас. Смирнов.
Цер. староста при 1-й ц. кр. Игумнов 1861 года; при 2-й ц. кр. Шевляков 1864 г.


Благочинный совет по 5-му Усманскому округу:
Благочинный – св. с. Космодамианского Чамлыка Тим. Егор. Орлов в д. с 1857 г.
Помощник благочинного – св. с. Шмаровки Мих. Иван. Поздняков с 1871 г.
Духовник – св. с. Сибирки Мих. Петр. Рождественский.
Выборные члены: св. Семёновской ц. с. Большой Даниловки, Алек. Фед. Канинский и Покров. с. Борисовки, Вас. Вас. Смирнов.

В 1876 году церковный староста крестьянин Трофим Шевляков награжден похвальным листом за двенадцатилетнюю службу с хорошим поведением.


Январь 1877 года: за смертью исключен из формуляра священник села Борисовки Усманского уезда Василий Васильевич Смирнов 42-х лет, с 1859 г. священником, с 1870 г. законоучителем сельского училища, с 1874 г. членом благочинного совета; в семействе оставил: жену 39 лет, дочь 14 лет и четырех сыновей 13, 9, 5 и 4 лет.

Священник села Беляева Усманского уезда Иван Малинин перемещен в село Борисовку того же уезда, на место умершего священника Василия Смирнова.


В 1879 священником церкви села Борисовки определен Илья Васильевич Бобров.


В мае 1881 года за смертью исключен из формулярного списка исполняющий должность псаломщика села Борисовки причетник Василий Воронов 44-х лет, из причетнического класса, с 13 марта 1855 года на должности, вдов, в семействе оставил детей 22 и 17 лет.

В этом же году окончивший курс наук Тамбовской духовной семинарии Павел Родионов определен на место псаломщика к церкви села Борисовки.


В 1884 году псаломщик села Борисовки Павел Родионов определен во священника к церкви села Христофоровки Козловского уезда.


До начала 1887 года дьяконом села Борисовки был Митрофан Павловский, перемещенный в село Александровку Тамбовского уезда.


В 1887 году окончивший курс Тамбовской духовной семинарии Федор Архангельский определен в дьяконы в село Борисовку. В 1888 году также был на этой должности.


В январе 1889 года окончивший курс Тамбовского Екатерининского учительского института Николай Реморов определен в дьяконы в село Борисовку.


24 марта 1891 года открыто общество трезвости.


11 июля 1891 года Покровскую церковь села Борисовка посетил Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним.

11 июля 1891 года должно остаться для жителей нашего села надолго памятным. В этот день посетил наш приходский храм Преосвященный Иероним, епископ Тамбовский и Шацкий. Всякий, знакомый с глухою деревенской жизнью, знает с каким нетерпением и чувством глубокого благоговения желает хотя бы посмотреть на своего Преосвященного Владыку наш простой сельский крестьянский люд, а тем более получить от него благословение. Поэтому известие, что 11-го числа в четверг будет в нашем селе Владыка, привело в трепетное ожидание всех жителей. С раннего утра, несмотря на самое горячее время полевых работ, все жители, как самого села, так и принадлежащих к нашему приходу двух деревень, оставили свои домашние занятия и работы, принарядились в лучшие праздничные одежды и начали понемногу собираться на церковной площади. Все улицы и переулки по пути следования Владыки были чисто разметены, и против каждой избы на улице стоял стол, накрытый белой скатертью, с хлебом и солью. Наконец, в 5 с половиной часов вечера, удар большого колокола возвестил всем о приближение Владыки. День стоял жаркий, тихий и ясный; солнце ярко сияло на безоблачном небе и обливало блеском и эту громадную пеструю толпу народа, и блестящие ризы священнослужителей, вышедших из церкви с иконами для встречи Преосвященного. При входе в церковь Владыка был встречен по обыкновению пением входного «Достойно есть»; пели ученики местной земской и церковно – приходской школы, собранные к приезду Преосвященного. Народу собралось так много, что наш просторный храм не мог вместить всех желающих взглянуть на Преосвященного, почему многие остались на площади. После обычной малой сугубой ектении местным дьяконом было возглашено многолетие Царствующему Дому, Святейшему Синоду и самому Преосвященному, затем Владыка сам сказал многолетие служащим во святом храме сем, благотворителям его, попечителям и жителям веси сей и подпустил ко кресту сам лично весь народ. В это время ученики означенных школ пели некоторые молитвы как то: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево радуйся», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Заступнице усердная», «Не имамы иныя помощи» и «Слава в вышних Богу». Простое стройное пение маленьких детей, притом без книги, наизусть, обратило особенное внимание Преосвященного, и он в церкви же несколько раз высказывал похвалу и одобрение детям. Особенно владыка хвалил за то, что дети поют молитвы простым церковным напевом, без нот. Затем Владыка осматривал как сам храм, так и церковные документы и остался весьма доволен чистотой храма и надлежащим порядком. Когда же Преосвященный узнал от служащих, что в приходе существует церковно – приходское общество трезвости, основанное 24 марта сего года и в настоящее время состоящее из 116 членов, и что ведутся также по воскресным и праздничным дням после вечерни внебогослужебные собеседования вместе с общим церковным пением, то он остался еще более доволен и выразил в кратких и теплых словах свою благодарность и удовольствие, как служащему при храме духовенству, так и прихожанам. Он сказал приблизительно так: «Дети ваши очень хорошо поют, я очень рад этому, а также и тому, что у вас в приходе имеется общество трезвости, и что вы охотно посещаете внебогослужебные праздничные собеседования и занимаетесь общим церковным пением. Видно, что вы и об устройстве и боголепии храма своего заботитесь. Спасибо вам и очень рад я видеть это!» Владыка прямо из церкви посетил земскую школу и местную церковно – приходскую школу грамоты; обе эти школы помещаются в церковной сторожке, но в разных комнатах. Здесь Преосвященный опять хвалил детей за стройное церковное пение, заставлял учеников той и другой школы читать некоторые места из Евангелия на славянском языке, спрашивал у детей прочитать наизусть некоторые общеупотребляемые молитвы. Дети отвечали очень хорошо, и ответами их Владыка остался доволен; при прощании с детьми он дал священнику крестики и книжки для раздачи ученикам обеих школ на память о своем посещении. Потом Владыка посетил дом местного священника и около 7 час. вечера также при многочисленном стечении народа на площади изволил отбыть из села, оставив по себе надолго у всех память своим приветливым, кротким и ласковым обращением. В воскресенье 14 июля после обедни священник раздавал в церкви ученикам школ крестики и книжки – дар Преосвященного Владыки, а оставшиеся крестики были розданы некоторым из прихожан. Розданы были также и брошюрки изд. Михайловского – «Друзьям трезвости», оставленные также Преосвященным для раздачи членам общества трезвости. И нужно было видеть с каким умилением и благоговением спешили и дети и взрослые получит из рук священники дар Владыки. Все прихожане в церкви же единодушно просили священника отслужить молебен о здравии Преосвященного Владыки и послать ему благодарственный адрес. Все это было исполнено, а адрес послан через благочинного следующий:


Ваше Преосвященство,
Преосвященнейший Владыко!

Посещение нашей Покровской церкви Вашим Преосвященством 11 июля сего года навсегда останется для нас памятным по тому приятному впечатлению, какое оно на нас произвело. Видя Ваше кроткое и ласковое обращение к нам, и удостоившись слышать от Вас слово назидания и одобрения за исполнение Ваших благих распоряжений, каждый из нас тогда же почувствовал в сердце своем радость, глубокою сердечную благодарность. Радость и благодарность наша к Вашему Преосвященству еще более возросли, когда мы узнали, что Вы оставили вещественное доказательство своего благорасположения к нам: это раздача книжек нашим детям, крестов нам и книжек членам общества трезвости. В воскресенье 14 июля, после обедни, получив сей драгоценный для нас Ваш дар из рук своего священника, мы все присутствовавшие в храме, по предложению своего священника, единодушно согласились сейчас же вознести к Господу Богу горячую молитву о Вашем драгоценном здравии: да продлит Онъ Вашу жизнь на многия, многия и многия лета, на пользу святой матери нашей церкви, царю и отечеству и о благополучном Вашем путешествии по вверенной Вам епархии. По вознесении Господу Богу молитвы, мы все также единогласно положили: повергнуть, за своим подписом, за все Ваши в высшей степени дорогие для нас дары свою посильную благодарность к стопам Вашего Преосвященства. 1891 года июля 14 дня. Следуют подписи священно – церковно – служителей и 70 прихожан.
Дьякон Н. Реморов.


Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год.

Приход, церковь и церковные учреждения Школа и число учеников Кол-во земли Число жителей муж. п. Бытовые сведения Личный состав причта
Борисовка, цер. Покров. 1838 г. к. Штат - священник, дьякон и псаломщик. В обществе трезвости 143 чл. Земская 36
ш. грамоты 22
в д. Липов. 14
33 977 2 деревни государ. Св. Илья Вас. Бобров 40 л. рукоположен 1878 г. набедр., дети: 11, 10, 9, 7, 6, 4 ,1. Д. Николай Ив. Реморов 33 л. из Екатер. инстит. рукоположен 8 янв. 1889 г. Пс. Ив. Ив. Троицкий 51 г. опр. 1860 г. 2-я жена дети: 18, 15, 13, 11, 9, 5.

В 1893 году выдана книга для сбора доброхотных пожертвований на окончательное устройство храма в селе Борисовке на имя сборщиков – крестьян Ивана и Гавриила Колесниковых.


В 1894 году открыто церковно-приходское попечительство в составе 6 членов. Председатель – священник Илья Бобров.


В 1896 году Святейшим Синодом преподано благословение с выдачей установленной грамоты церковному старосте Ивану Ляликову, за долговременную (с 1879 года) службу и увеличение церковных доходов.


В августе 1896 года бывший воспитанник 3 класса 1-го Тамбовского духовного училища Семён Троицкий определен исполняющим должность псаломщика к церкви села Борисовки.


В 1897 году повторно открыто церковно-приходское попечительство в составе 9 членов. Председатель – священник Илья Бобров.


В 1900 году награжден похвальным листом за увеличение церковных доходов церковный староста крестьянин Василий Шевляков.


В 1900 году повторно открыто церковно-приходское попечительство в составе 4 членов. Председатель – крестьянин Петр Ляликов.


Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии 1902 год.

Приход, церковь и церковные учреждения Число учеников Кол-во земли Число дворов и душ муж. п. Бытовые сведения Личный состав причта
Церков. шк Земск. шк.
Борисовка, ц. Покровская. 1838 г. к. Штат - священник, дьякон и псаломщик 25 41 33 199,
812
2 деревни государ. Св. Илья Вас. Бобров 50 л. рукоположен 1878 г. скуфья, дети: 20, 19, 18, 17, 14, 11 ,9, 7, 3, 2. Д. Николай Ив. Реморов 43 л. из Екатер. инстит. рукоположен 8 янв. 1889 г. Пс. Сем. Ив. Троицкий 23 л. холост.

В 1904 году причту села Борисовки назначено из казны постоянное содержание в размере 539 рублей.


Март 1904 года: на военные нужды действующей армии на Дальнем Востоке получено пожертвование от священника села Борисовки Ильи Боброва 5 рублей.


Май 1904 года: на военные нужды действующей армии на Дальнем Востоке получено пожертвование от церковного старосты села Большой Борисовки Шевлякова 31 рубль.


Октябрь 1904 года: в должности церковного старосты церкви села Борисовки Усманского уезда, на первое трехлетие утвержден крестьянин Тихон Шевляков.


Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Щацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году.

20 сентября. Борисовка. Приход образовали выселенцы из села Борисовки, Лебедянского уезда; время образования прихода неизвестно. Каменный приходской храм Борисовки, в честь Покрова Богородицы, устроен с благословения бывшего Преосвященного Арсения в 1838г.; храм в настоящее время существует в первоначальном своем виде, никаких изменений в нем, за исключением устройства в 1884 году нового иконостаса, не производили. Храм имеет вид прямоугольника, двухпрестольный (придел в честь Казанской иконы Божией Матери); холодный. Снаружи оштукатурен и выкрашен клеевой краской сиреневого цвета, внутри росписан живописью и украшен хорошей утварью. Трехъярусный иконостас устроен с золочеными колоннами и резьбой, имеет все иконы художественного письма. Содержится храм весьма опрятно. Хор хороший, общее пение поставлено прочно и практикуется за всеми праздничными службами. Прихожанам села Борисовки Его Преосвященством сказано поучение, приблизительно, следующего содержания: «Всякий храм есть место нашего освящения, есть место научения нашего вере, и часто поэтому храмы украшаются священными изображениями, что дает нашей мысли толчок подумать о вечных истинах. Недостаток света (Владыка осматривал Борисовскую церковь в 9 часов вечера, когда совершенно стемнело…) мешает мне видеть все изображения вашего храма, но я вот вижу крещение Господне, – искушение Его от дьявола, и в алтаре вижу изображение Господа, молящегося о чаше. Пусть эти изображения послужат нам предметами беседы. Когда Господь пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна, то пророк Божий Иоанн, не зная еще Его, но проникая Духом, устраняется от крещения, сказав: «мне нужно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне». Но Господь ему ответил: нам надлежит исполнить всякую правду. – Мне креститься, а тебе крестить (Мф. 3, 14 – 15). Я должен исповедать весь грех людей, Я добровольно принимаю на себя весь грех, тяготевший над ними». А этот грех есть грех прародителей, не сумевших оградить дух свой от заразы гордости, внушенной людям дьяволом. И вот по крещении Господь выступил на борьбу с дьяволом за род человеческий. Это был замечательный день в жизни человечества. Господь решил отнять людей от дьявола. Но гордость самонадеянна так, что, видя свою гибель, готова бывает еще показать свое жало. Дьявол видел что Господь пришел стереть его с лица земли, но все же решил искушать Его, внушая Ему те же мысли, что и прародителям в раю. Чтобы не обременять вас рассказом истории искушения, я прочитаю вам об этом евангелие. Владыка прочитал первые одиннадцать стихов из 4 главы евангелия Матфея по русскому переводу, а затем продолжал: «Вот, братие, евангельская повесть о том событии, которое изображено на этом полотне. Я говорю, – это был величайший день мира. Тут происходила борьба между Господом и дьяволом, кончившаяся поражением сатаны. Господь показал воочию ту власть, какую передал Он апостолам: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лук. 10, 19)». Плодом этой победы было дарование права наступать на всю силу сатаны. Но это право приобретено Христом Спасителем путем долгого искушения, путем борьбы. И нам эта победа не может быть дана даром, но также путем искушений. И Господь указал, как и откуда эти искушения приходят. Для этого Он дозволил дьяволу подойти к Нему с искушением и мы теперь знаем, что дьявол всегда искушает со стороны гордости, со стороны явствия и питья. Гордые люди часто из-за удовольствий отдают душу на погибель. Сколько бывает несчастий из за того, что мы не можем отказаться от страсти к пище и питью, особенно пьянству. Дьявол истинную потребность к питью подменивает страстью к водке и тем губит нас, – забывающих что не единым хлебом жив бывает человек. Точно также люди идут на обман, когда дьявол влагает мысли горделивые. Часто мы несем труды и лишения, – он внушает подозрение что мы не имеем должной оценки за свои труды, и потому можем прекратить их… Попробует человек подумать, что он напрасно сделал то или иное дело, – он всегда скажет, что сделал должное… И часто поддаемся искушению дьявола… А любовь к власти кому неизвестна. Сколько неурядиц происходит в семье, когда муж и жена спорят из-за власти. И когда молодые бывают на сходах и подымают голову и не слушают старших, то они в этом случае поступают тоже по внушению дьявола… Нам нужно постоянно бороться с дьяволом. Но наши силы слабы, – поэтому нужно пользоваться теми средствами, которые Господь предлагает. Нужно терпеть все искушения и молить Господа, чтобы Он помог нам одолеть сатану, как Он отразил его в пустыне. Когда будете терпеть искушение, – будете иметь радость о Святом Духе, и плоды этой радости мир и любовь. Благослови вас Господи всегда терпеливо переносить все искушения и отражать силу вражью»!

Церковная женская школа села Борисовки помещается в тесной церковной караулке, для школьных занятий неудобной. В ней обучается 40 девочек. Учебно-воспитательное дело в ней, благодаря усердию о. настоятеля и самоотверженным трудам дьякона–учителя Н. И. Реморова, поставлено превосходно. Все девочки приучены к благоговейной и усердной молитве, почтительны, приветливы и весьма опрятны. Успешность детей найдена по всем предметам отличной. Владыка горячо благодарил о. настоятеля и дьякона-учителя за примерно-усердные школьные труды.

Причт села Борисовки дружно живет между собой и с прихожанами, истово совершает церковные службы и весьма добросовестно воспитывает прихожан в религиозно-нравственном отношении. Воспитательными средствами являются постоянная проповедь, внебогослужебные собеседования, обучение молитвам и общему пению.

В селе Борисовки в доме о. настоятеля Владыка имел удобный и спокойный ночлег с 20 на 21-е сентября.


Историко-статистическое описание Тамбовской епархии 1911 года.

Борисовка. Церковь каменная, холодная, построенная в 1838 г. на средства прихожан. Престолов два: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и придельный – в честь Казанской иконы Божьей Матери (8 июля). Приход открыт в 1837 г.. Местночтимая Иверская икона Божьей Матери и св. Пантелеймона, привезённые в 1876 г. с Афона.

Дворов 150, д. м. п. 556, ж. п. 625, великороссы, земледельцы, имеют 17 саж. земли на душу.

В приходе две деревни: 1) Малая Борисовка (Липовка), 38 дв., д. м. п. 198, ж. п. 171, в 2 вер. от церкви; 2) Хомутец, 42 дв, д. м. п. 142, ж. п. 154, в 1,5 вер. от церкви. Есть небольшой хутор Усманского купца Придорогина, в 1-й вер. от храма. Река Малый Эртиль.

Школ две: церковно-приходская женская и земская мужская, обе одноклассные, законоучителю в церковно-приходской школе 30 руб. и в земской 60 руб. в год; дьякон-учитель в церковной школе получает 360 руб в год; с 1895 г. существует общество трезвости. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1837 г. Церковная библиотека имеется.

Штат: священник, дьякон и псаломщик. У причта 33 дес. пахотной земли, удобная, но не совсем урожайная, в двух участках в 300 саж. и в 1-й вер. Земля дает годового дохода 300 р. Братский годовой доход 400-450 руб. Кроме того причт получает ежегодно пособие от казны в размере 550 руб.

Приход от ст. «Мордово» и почтового отделения в 8 вер., больницы, базара и благочинного в 7 вер., волости в с. Карпелях (ближайшая церковь) в 4 вер., г. Усмани в 75 вер. и г. Тамбова в 100 вер. Адрес: Мордовская почтово-телеграфная контора, с. Борисовка. Земский начальник 1 уч., пристав 3 стана Усманского у.


Состав священно-церковно-служителей на 1911 год.

Священник Илья Васильевич Бобров, 59 лет, сын дьякона, окончил семинарию, священник с 1879 года, камилавка, наперсный крест, св. Анны 3 степени, жена, 9 детей.

Дьякон Николай Иванович Реморов, 52 года, сын священника, из 1 класса семинарии, дьякон с 1889 года, жена.

Псаломщик Семён Иванович Троицкий, 32 года, сын псаломщика, из 3 класса духовного училища, псаломщик с 1896 года, жена.


Как минимум до 1922 года (т.е. около 26 лет - с 1896 года, когда на должность псаломщика был определен Семён Троицкий) состав причта оставался без изменений: протоиерей Илья Васильевич Бобров, дьякон Николай Иванович Реморов, псаломщик Семён Иванович Троицкий.


Священник Илья Васильевич Бобров. Покровская церковь в Борисовке стала первым местом его служения в священническом сане и, вероятно, единственным. Определенный в Борисовку в 1879 году, он оставался на этом месте, по крайней мере, до 1922 года, т. е. минимум 43 года, притом, что церковь в Борисовке существовала около ста лет. Был он, как видимо, весьма активным деятелем, как можно судить по регулярно получаемым им наградам и должностям, занимаемым им в своем благочинном округе.

Тут можно отметить и одного из предшественников Ильи Боброва – Василия Васильевича Смирнова, который был священником в Борисовке около 20 лет и также, в определенный период, занимал должность в своем благочинии.

И так, Илья Васильевич Бобров родился около 1852 года. В 1872 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии. Его отец в это время был дьяконом в селе Куликово Темниковского уезда.

Жена Любовь Васильевна Боброва.

Было минимум 10 детей; известные имена: Петр, Николай, Екатерина, Алексей, Варвара, Павел, Иван, Илья.

  • В июле 1874 года определен псаломщиком в село Митрополье Тамбовского уезда.
  • В январе 1879 определен священником с званием помощник настоятеля к церкви села Борисовки.
  • 17 февраля в Предтеченской церкви Казанского монастыря рукоположен в дьяконы. 18 февраля в той же церкви рукоположен в священники.
  • До 1893 года награжден набедренником.
  • В апреле 1893 года утвержден кандидатом на должность депутата окружного и епархиального съездов от духовенства 5 Мордовского округа Усманского уезда.
  • В январе 1894 года утвержден заместителем депутата окружного и епархиального съездов от духовенства 5 Мордовского округа Усманского уезда в потребных случаях.
  • В этом же году объявлена благодарность Епархиального начальства за усердную и полезную пастырскую службу.
  • В 1898 году награжден скуфьей.
  • В 1899 году получил благодарность Епархиального Начальства за усердную и полезную деятельность в церковной школе в должности законоучителя.
  • В 1899 году утвержден в должности помощника духовно-судебного следователя по 5-му Усманскому благочинному округу.
  • В декабре 1899 года утвержден депутатом на епархиальный и окружной съезды духовенства от 5-го Усманского благочинного округа.
  • Утвержден в звании сотрудника Тамбовского Епархиального Попечительства с правом обозначать это звание в формулярных списках за 1899 год.
  • В 1902 году получил благодарность Тамбовского Епархиального начальства за полезную и усердную пастырскую службу.
  • Утвержден в звании сотрудника Тамбовского Епархиального Попечительства с правом обозначать это звание в формулярных списках за 1900 год.
  • В 1903 году награжден камилавкою.
  • В январе 1903 года утвержден депутатом на епархиальный и окружной съезды духовенства от 5-го Усманского благочинного округа.
  • Утвержден в звании сотрудника Тамбовского Епархиального Попечительства с правом обозначать это звание в формулярных списках за 1895-1901 годы.
  • 21 февраля 1904 года на общеепархиальном съезде духовенства был единогласно избран в состав группы для просмотра постановлений окружных благочиннических съездов духовенства по вопросу об уездных библиотеках; на что избранные изъявили свое согласие.
  • Утвержден в звании сотрудника Тамбовского Епархиального Попечительства с правом обозначать это звание в формулярных списках за 1895-1902 годы.
  • Утвержден в звании сотрудника Тамбовского Епархиального Попечительства с правом обозначать это звание в формулярных списках за 1898-1903 годы.
  • 3 февраля 1906 года – за 25-ти летние труды по народному образованию награжден Орденом Св. Анны 3-й степени, согласно удостоению Святейшего Синода, по Всемилостивейшему соизволению Государя Императора.
  • В 1908 году награжден наперсным крестом.
  • 1911 год: Объявляется Архипастырская благодарность Его Преосвященства, Преосвященнейшего Кирилла, Епископа Тамбовского и Щацкого, за отлично-усердную и плодотворную пастырскую деятельность, обнаруженную Архипастырем при обозрении епархии, за выдающуюся законоучительскую деятельность и за организацию общенародного пения в церквях.
  • Апрель 1912 года: Святейшим Синодом удостоен награждения, за услуги по духовному ведомству, ко дню рождения Его Императорского Величества, саном протоиерея.
  • От Тамбовского Епархиального Попечительства - объявлена благодарность, с прочтением о сем в Епархиальных Ведомостей, как вносившему членские взносы в течение двух и одного года, без права отмечать в своем формулярном списке.
  • В 1916 году за заслуги по епархиальному ведомству награжден Орденом Св. Анны 2-й степени.
  • В 1917 году назначено пособие в 40 рублей из средств, отпущенных в помощь духовенству Тамбовской епархии.


Священнослужители уроженцы села Борисовки


1. Василий Александрийский, около 1838 г. р. - сын дьякона села Борисовки Сергея Александрийского, окончил курс Тамбовской духовной семинарии в 1858 году. По данным 1893 и 1902 гг. был священником Архангельской церкви села Рыжково 2-го Усманского благочинного округа. Награжден саном протоиерея и орденом Св. Анны 3-й степени.

2. Дмитрий Смирницкий, около 1843 г. р. - сын священника села Борисовки Корнилия Смирницкого, окончил курс Тамбовской духовной семинарии в 1866 году. По данным 1893 и 1902 гг. был священником Троицкой церкви села Средней Байгоры 1-го Усманского благочинного округа. Награжден Орденом Св. Анны 3-й степени.

<...Молодежь любила собираться в открытом и многолюдном доме Смирницких. Много лет спустя, когда давно уже ничего не осталось от того байгорского дома и умерла в нужде и одиночестве его последняя обитательница - тетка А.И.Смирницкого Раиса Дмитриевна, сестра ее, Мария Дмитриевна, все вспоминала баснословные байгорские сады, норовистых лошадей в отцовской усадьбе и арбузы по три рубля воз.

Следует заметить, что Дмитрий Корнилович сам тянулся к молодежи и был известен как человек либеральных взглядов. Он позаботился о том, чтобы направить своих многочисленных детей на учение в Москву: сыновья - старший, Иван, и младший, Владимир, - получили инженерное образование в Московском университете; три дочери - Екатерина, Мария и Варвара - окончили Высшие женские курсы (дома осталась лишь четвертая дочь, Раиса, вышедшая замуж за одного из братьев Баженовых - Николая Николаевича). Дети байгорского батюшки выросли убежденными материалистами и сторонниками общественного прогресса...>

Внук Дмитрия Корниловича - Александр Иванович Смирницкий, известный советский лингвист, профессор МГУ. Труды по английскому языку, скандинавистике, германистике, общей морфологии, теории грамматики; переводы с германских языков.

Правнучка Ольга Александровна Смирницкая, советский и российский лингвист, филолог, переводчик, доктор филологических наук, профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ.

3. Александр Александрийский - сын дьякона села Борисовки Сергея Александрийского, окончил курс Тамбовской духовной семинарии в 1874 году.

Нельзя с точностью сказать насколько они являются именно уроженцами Борисовки или сколько времени они в ней прожили, но в списках окончивших курс Тамбовской духовной семинарии их отцы - и Сергей Александрийский, и Корнилий Смирницкий - указаны как служители церкви в Борисовке. Хотя, например, Корнилий Смирницкий был священником в Борисовке только до 1858 года. Возможно после его смерти, его дети остались жить в Борисовке, но это предположение.


Дети священника села Борисовки Ильи Боброва:

1. Илья Ильич Бобров

4. Петр Ильич Бобров, 1881 г.р.. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. На момент ареста, в 1936 году, священник Студеновской церкви. Проживал: г. Липецк, пос. Студенки ул. Скатная 18. Приговором Воронежского областного суда от 19 октября 1936 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к тюремному заключению сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован прокуратурой Липецкой области 18 октября 1989 года.

5. Николай Ильич Бобров, 1882 г. р.. Окончил курс Иоанно-Богословской церковно-учительской школы. 1 июля 1905 года определен на псаломщическое место к Соборной церкви г. Липецка. 23 октября 1906 года перемещен на дьяконское место к Покровской церкви г. Липецка. 21 августа 1913 года уволен за штат, согласно прошению.

6. Алексей Ильич Бобров, кандидат богословия. В 1914 году числился преподавателем латинского языка в Тамбовской Духовной Семинарии.

7. Илья Ильич Бобров, 1894 г.р.. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в церкви села Большой Даниловки Мордовского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 26 октября 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Сослан в Саратовскую область на лесозаготовки. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован постановлением Президиума Тамбовского областного суда 26 июня 1959 года.


Дети псаломщика села Борисовки Ивана Троицкого:

8. Семён Иванович Троицкий, около 1879 г. р., псаломщик села Борисовки с 1896 года.

9. Григорий Иванович Троицкий, 1882 г. р.. Проживал: Токаревский р-н, с. Новоникольское. Приговорен: Тройка при УНКВД по Воронежской обл. 20 января 1938 г. Приговор: расстрелян.


О закрытии церкви в с. Борисовке Борисовского с/с Мордовского р-на